По заброшенным храмам севера Прикамья

По заброшенным храмам севера Прикамья

Пермского организованного туриста не удивить поездкой в Чердынь. Многие профессиональные агентства предлагают провести выходные в древней столице Перми Великой. Говоря канцелярским языком, вместе с тем есть много интереснейших объектов, которые остаются в стороне от маршрута комфортабельного автобуса. Вместе с журналом «Компаньон magazine» мы с вами – уже путешествовали по природным достопримечательностям. Сегодня – обратим наш взор на рукотворные объекты севера Пермского края.

Рядом с церковью в селе Бондюг установлен деревянный крест с богатой историей. Рассказывают, что он выполнен по образу и подобию креста, хранящегося в Чердынском музее истории веры. Будто в незапамятные времена знак из лиственницы был поставлен в память о чуде, свершённом святителем местных земель Стефаном Пермским пред местными жителями. Желая продемонстрировать свою силу, «…он положил на воду камень, встал на него и поплыл…» После прихода советской власти крест решили снести. Но сотрудники местного музея якобы сумели его спрятать от длинных рук диктатуры пролетариата.

Самого факта существования такой истории (плюс музей неподалёку) в любом, к примеру итальянском, городе, хватило бы для того, чтобы на этой «пьяццо» некуда было бы ставить туристические автобусы, а магнитики «с крестом и камнем» висели бы на всех холодильниках мира.

Чердыни иностранцы пока не очень досаждают, поэтому будем наслаждаться пустынной чистотой и святостью этого места. Общее расстояние от Перми составляет порядка 300 км. Дорога эта относительно хорошего качества и не утомительна, а после Соликамска — ещё и не перегружена транспортом. Миновав мост через красивейший разлив Вишеры, свернём налево — в сторону исторических сёл Пянтег и Редикор. Грунтовая дорога приведёт туристов к центру одного из древнейших русских поселений Западного Урала.

Учёные считают, что уже к началу XV века Пянтег был крупным селом, а до этого в течение значительного времени «исполнял обязанности» местной столицы. Исследователи расходятся во мнениях, датируя, к примеру, сохранившееся здание местной церкви в огромном для архитектуры диапазоне вероятности — от 1500 до 1617 годов. В одном единодушны точно: именно многогранная деревянная башня есть самое старое сохранившееся здание в Пермском крае. Даже просто потрогать её стены означает прикоснуться к самой настоящей истории. Неплохо сохранившееся здание хоть и охраняется государством, но наглухо закрыто и предоставлено само себе. Кстати, его точную датировку (1617), несколько лет назад, осуществил видный пермский ученый историк Георгий Чагин.

На разных уровнях видны вырубленные в дереве пазы и отверстия. Предполагается, что в далёких XIV–XV веках церковь была одной из башен большой крепости, воздвигнутой на берегах Камы. Очень странно, но этот объект не был перенесён в 1969‑м в создаваемый тогда архитектурно‑этнографический музей «Хохловка», хотя он на две–три сотни лет старше, чем здания, составляющие сегодня экспозицию этого замечательного музея в Пермском районе.

Спустившись к реке, испейте воды из родника, которым пользуются местные жители. Источник — ровесник села. Просто удивительно, как традиция возводить в ранг легенды  такие объекты обошла стороной это место! Обычно местные жители свято уверены в жизненных силах подземных вод, нарекая их то живительными, то мёртвыми. Для компенсации этого пробела севернее, в районе села Покча, вас ждёт множество подземных «струй» с набором (в разной степени) сказочных историй. Впрочем, до них ещё далеко…

Окрестности Пянтега насыщены стоянками древних людей и прочими артефактами глубокой истории. Соседнее село дало имя знаменитому Редикорскому кладу. Местные земли обогатили коллекции музеев массой интересных находок: от арабского серебра и иранских блюд, различных монет, бронзовых и медных идолов до предметов быта. Увидеть все эти богатства вы сможете только в экс‑позициях.

ПО РЯДУ ИСТОРИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ И КАРТАМ, СОСТАВЛЕННЫМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ,  ГДЕ-ТО НА ОТРЕЗКЕ ОТ СЕЛА ГУБДОР ДО ГОРОДА ЧЕРДЫНЬ, СРЕДИ ВСЕЙ СЕГОДНЯШНЕЙ НЕМНОГО БОЛОТНОЙ КРАСОТЫ, НАХОДИТСЯ  ГОРОД ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ

На земле остались лишь тщательно скрываемые археологами точки стоянок и городищ. К сожалению, законы не останавливают «чёрных копателей». Злые, но очень осведомлённые языки утверждают, что масштаб теневых раскопок (и сопутствующий им рынок) многократно превосходят возможности государства.

Двигаясь в сторону Чердыни, на север, держим в уме совершенно не историческую и не научную, но очень красивую гипотезу. Будто, по ряду исторических свидетельств и картам, составленным в Западной Европе, где‑то на отрезке от села Губдор до города Чердынь, среди всей сегодняшней немного болотной красоты, находится собственно город Пермь Великая.

Изложение этой истории может вызвать небольшую интеллигентную, но кровавую драку на кафедрах истории классических пермских вузов. Но мнение ряда местных краеведов может не совпадать с традиционной наукой. Оставив древнюю столицу для организованного туриста, направимся на запад по Соборной улице. Асфальтовая дорога доведёт нас до деревни Анисимово. Далее — хорошая грунтовка. Именно отсюда, с храма Тихвинской иконы Божией Матери можно продолжить экскурсию по заброшенным храмам севера.

Построенное в 1779 году здание церкви числится за посёлком Кушмангорт. Пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что до реального посёлка с таким названием около 5 км по дороге. Случилось так, что населённого пункта вокруг церкви не стало вовсе. Нет даже видимых останков домов. Этот одинокий и от этого кажущийся огромным кирпичный храм окружён только рядом высоких берёз и чистым полем.

Не знаю, что имели в виду авторы храмов, которые по строительному объёму превосходили деревни, в которых были воздвигнуты. Но минули десятки поколений. Исчезли дома и сёла. Стёрты с лица земли целые волости, губернии и страны. Каменные же колокольни, пусть и с обвалившимися стенами, переживут и нас, и наше время.

Несколькими километрами дальше можно осмотреть островерхую, чёрную от времени башенку. Это Николаевская церковь. Деревянное здание было заброшено довольно недавно. Причём несмотря на явную заботу властей (в селе, к примеру, был установлен работоспособный телефон‑автомат), население подошло к вопросу комплексно: бросили не только церковь, но и всё село целиком.

У туриста есть возможность побродить по красивой и довольно крепкой деревне, где каждый дом лишился пары стен‑проёмов. Возможность эта есть всего на несколько лет. По опыту окрестностей, богатых на картографическую приставку‑уточнение «нежилое», заброшенное, деревня очень быстро исчезнет.

Неподалеку, в Бюндюге, сохранился кирпичный храм 1858 года постройки. Помимо здания можно обследовать фрагменты затейливой и богатой в прошлые века ограды. В здании есть остатки украшений, двери, детали деревянного престола. Из упомянутой выше деревни Анисимово, можно свернуть и в другую сторону — в село Кольчуг. Здесь в 1791 году была построена, а в 1936‑м — заброшена кирпичная Спасская церковь. Разумеется, как и в других местах, здание это описывают как «архитектурную доминанту села», что означает, что она больше всего другого, что там есть.

ЧЕМПИОНОМ ПО МАСШТАБАМ В СЕГОДНЯШНЕМ ПУТЕШЕСТВИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛУРАЗРУШЕННАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ПОКЧА (НА ВЫЕЗДЕ ИЗ ЧЕРДЫНИ В СТОРОНУ ПОСЕЛКА НЫРОБ)

Великолепный образец религиозной архитектуры был создан в 1785 году и реконструировался в 1910‑м. У церкви есть несколько небольших подвалов, через окошки которых в полутораметровой кладке — безумно красивый вид на долину реки. Из этих краснокирпичных стен в двадцатых годах прошлого века была вывезена знаменитая деревянная скульптура Святого Николая Можайского, хранимого сегодня в Пермской художественной галерее наряду с другими Пермскими богами.

«Никола Можай» — так звали его в народе — в одной руке удерживает град, в другой — меч. Именно он небесный защитник Земли пермской. Почему именно дом этого святого сам остался беззащитным, нам не известно. Другие и более запущенные в прошлом веке здания в Чердыни восстановлены.

Немаловажно для путешественника, что почти ко всем заброшенным храмам ведут доступные дороги. Но если сюда мы следовали по «уверенному асфальту», то для посещения ещё одной местной достопримечательности придётся немного свернуть с торной дороги. Оставив позади Покчу с её многочисленными туристическими родниками, мы двинемся в сторону деревни Салтаново. Ну как — деревни: церковь, по традиции нашего сегодняшнего маршрута, единственное, что осталось от некогда двух сотен дворов. Поодаль от очень живописного пруда, среди огромных деревьев стоит кирпичный храм Параскевы Пятницы.

Не знаю, что имели в виду священнослужители, говоря о Пятнице, но в итоге, особенно на закате, пейзаж выглядит загадочно и исключительно зловеще. Какая‑то дикая красота. Что‑то среднее между киношными болотами Баскервилей и «домом у дороги». Здесь есть огромное дерево, треснувшее и обуглившееся от удара молнии, рухнувший купол, упавшие опоры в колокольне. Деревья на крыше храма, летучие мыши… И в любую, даже очень жаркую летнюю погоду, внутри здания резкая и неестественная прохлада.

СЛОВНО ЗАТЕРЯННАЯ В ЛЕСАХ МУЗЫКА: ВИЛЬГОРТ, КАМГОРТ, ИСКОР… И НЕРЕАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В КАЖДОМ ПРИДОРОЖНОМ СЕЛЕ…

Вал, видимый вокруг здания, — некогда бывшая ограда. А незаметные холмики под ногами — это могилы внутри церковного двора. Зияющее поле вокруг и есть Салтаново. Пройдут полсотни лет, и топографы сотрут слово «деревня» с карты.

Вот откуда столько урочищ с фамильными  названиями на севере Пермского края. Многие годы, да что там годы — столетия, это был успешный и мощный торговый путь, соединяющий Чердынь и территории «большой земли».

Словно затерянная в лесах музыка: Вильгорт, Камгорт, Искор… и нереальных размеров православные храмы в каждом придорожном селе…

Мы живём в уникальное время. Природа берёт своё, очищая огромные территории от былых людских жилищ, от судеб и истории целого тысячелетия. Но в то же время мы ещё можем видеть материальные свидетельства былого величия, культуры, соперничества первых русских поселений с дикой уральской природой. Сегодня счёт в пользу природы. Что будет дальше — мы пока не знаем. Но само время дало нам возможность путешествовать в историю, не очень напрягая свои ресурсы и время. Предлагаю этим пользоваться!